Жанры литературы для дошкольников

Детская литература отдельным жанром не является (так что выделение Борисом Акуниным «детской книги» в самостоятельную единицу проекта «Жанры» — это, с точки зрения литературоведения, изрядная натяжка), зато в ней есть все жанры, свойственные «большой» литературе (разве что за исключением эротических романов, хотя любовные присутствуют). Жанры детской литературы во многом зависят от возрастной адресации. Традиционно в детской литературе принято выделять пять читательских возрастов, хотя иногда используют и шестой — младший дошкольный.

Младший дошкольный возраст (от 0 до 2 лет). Малыш начинает познавать, и его мир постепенно расширяется от сосредоточенности на себе самом и на маме до целой квартиры, двора его окрестностей. В орбиту интересов ребенка начинают попадать животные и птицы, а ближе к двум годам — и другие люди. В этом возрасте ребенка можно заинтересовать короткими ритмичными игровыми стихами вроде народных потешек и пестушек, точнее — именно ими, потому что при кажущейся простоте этот жанр является едва ли не самым сложным в детской литературе. Найти что-либо адекватное фольклорным образцам, «ладушки-ладушки», «полетели-полетели» и т.п. чрезвычайно трудно. Много лет успешно в нише потешек и пестушек работает разве что Гайда Лагздынь, а совсем недавно появилась молодая писательница Анастасия Орлова.

Где-то лет с полутора малыши начинают интересоваться и сказками: короткими, простыми, динамичными, часто обладающими некоторыми качествами пестушек (текст позволяет играть с ребенком: изображать руками размер репки, например) и содержащими повторы. Это «Репка», «Колобок», «Теремок», которым нет альтернатив в авторской литературе. Некоторые родители сами сочиняют для своих детей потешки и пестушки, но такого рода сочинения лучше не выносить на суд широкой публики: в семье они могут быть очень хороши, но с точки зрения литературной ценности, как правило, совершенно беспомощны. Дошкольный возраст (от 2 до 5 лет). С двух лет ребенок начинает активно познавать мир. Это возраст почемучки. Кажется, малыш интересуется всем на свете. Особенно активно он осваивает язык: создает новые слова, наполняет другим смыслом старые, начинает принимать и понимать игры с языком. Ему нравятся перевертыши, нелепицы, парадоксы. Из всех изобразительно-выразительных средств языка наиболее доступны для него гипербола (художественное преувеличение) и литота (художественное преуменьшение). Доступны ему и простые метафоры, такие, например, как в стихотворении уже упоминавшейся Анастасии Орловой «Надеваю колготки»: Я свою родную ногу Отправляю в путь-дорогу. А тоннель длиннющий — жуть! — Вправо-влево не свернуть. Темноты я не боюсь, Да и ты, нога, не трусь!

Об особенностях восприятия и словотворчества в детском возрасте Корней Чуковский написал книгу, которая так и называется: «От двух до пяти»6. В этой книге, кстати, Чуковский сформулировал «Заповеди детских поэтов», которые оказываются равно полезны как пишущим для детей, так и читающим с детьми (родителям, педагогам). Читатель дошкольного возраста любит стихи (опять же ритмичные, звонкие, наполненные действием), сказки (сначала — самые простые, но чем старше становится маленький читатель-слушатель, тем больше усложняется сюжет интересующего его произведения), короткие рассказы о детях и о животных. По назначению эти произведения делятся на художественно-познавательные (в художественных образах раскрывающие объективные явления, как, например, в «Лесных домишках» Виталия Бианки), этические (утверждающие систему моральных ценностей: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, «Сказка о Глупом Мышонке» С.Маршака и т.д.) и развлекательные (английская дразнилка «Робин-Бобин» в переводе К.Чуковского или С.Маршака и т.п.). Вне зависимости от назначения текста произведение для детей должно иметь позитивную развязку: печальные концовки будут отторгаться детским сознанием. «Психика детей плохо приспосабливается к мысли о дисгармоничном мире, произведение должно возвращать их в мир гармонии. С упоением читая о кораблекрушении, ребенок едва ли одобрит сообщение о том, что все потонули и тем история завершилась», — пишут Арзамасцева и Николаева в уже упоминавшемся учебнике7. Кроме того они, цитируя чешского поэта Яна Ольбрахта, напоминают о максимальной конкретности образа в детской книге, поскольку маленький ребенок легче всего откликается на простые рассказы о том, что ему знакомо: «для детей следует писать не “на дереве сидела птица”, а “на дереве сидела овсянка”». Впрочем, современный городской ребенок вряд ли отличит овсянку от зеленушки.

Для дошкольника очень хороши книжки-картинки, где писатель и художник выступают соавторами (например, «Веста Линнея и капризная мама» Салы Саволайнен и Туве Аппельгрен — М.: Открытый мир, 2008) или книги художника — такие, как классический «Цыпленок и Утенок» Владимира Сутеева. Еще очень важно помнить, что литература для детей дошкольного возраста предназначена для чтения вслух, поэтому произведения обязательно должны быть а) короткими (это связано и с особенностями восприятия) и б) благозвучными. На благозвучии, музыкальности поэтической речи настаивал в «Заповедях детских поэтов» Корней Чуковский8, где он говорил, что «музыкальность достигается раньше всего необыкновенной плавностью, текучестью звуков. Дети в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так часто уродует наши “взрослые” стихи для детей».

Вообще книг для детей в возрасте от двух до пяти существует великое множество, но по-настоящему хороших из них меньшинство. Связано это с тем, что некоторым авторам дошкольная аудитория представляется неискушенной, а потому способной «схавать» всё, что угодно, любую халтуру, особенно если эта халтура будет «приносить пользу», то есть нести в себе мощный нравоучительный заряд (неважно, этический, познавательный или политический). Такая точка зрения порочна сама по себе: «Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей. В сущности, совершается злое и вредное дело: вместо того чтобы подготовлять детей к восприятию гениальных поэтов, их систематически отравляют безграмотной и бездарной кустарщиной, убивающей в них горячее чувство стиха», — сказал по этому поводу Чуковский. Старший дошкольный возраст (5–7 лет). Ребенок пробует читать самостоятельно. Его представления о мире уже приобрели некую устойчивость, разобравшись с внешним миром, дошкольник готов переключиться на внутренний. Он уже понимает шутки, шутит сам и даже пытается проникнуть во «взрослую» субкультуру анекдота, но пока еще не слишком успешно. Хотя существуют и особенные детские анекдоты, которые старшие дошкольники и младшие школьники не только с удовольствием пересказывают друг другу, но даже и понимают. В этом возрасте дети начинают уже искать в литературе себя, поэтому с удовольствием читают стихи и рассказы о своих сверстниках (например, сборник стихов Михаила Яснова «Я иду в школу» или рассказы Николая Носова: «Мишкина каша», рассказы Михаила Зощенко и др.). Этическая составляющая в этих текстах весьма велика, но при этом следует помнить о то, что в старшем дошкольном возрасте «дети жаждут счастливой развязки, требуют “правдивости” даже в сказочнофантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора и ждут от него одобрения мира детства, допуская благожелательную критику частных недостатков»9. В познавательном чтении появляется научная составляющая (энциклопедии для дошкольников и т.п.). В чтении старшего дошкольника попрежнему много сказок и рассказов о животных («Мохнатая азбука» Бориса Заходера, «Янка» Сергея Георгиева и т.п.). Объемы текста немного увеличиваются по сравнению с объемами, доступными детям более младшего возраста, в круг чтения входят небольшие повести, но психологически грамотно делить даже и длинные рассказы на маленькие главки, которые позволили бы делать логические паузы для отдыха как самостоятельно читающему ребенку, так и родителям, которые читают вслух. Ребенок дошкольного возраста утомляется длинными описаниями, его не радуют картины природы, если в них нет никакого действия.

Очень важно помнить и о том, как ребенок воспринимает прочитанное: «герои могут быть “хорошими” и “плохими”, любимый герой может совершать ошибки и проступки, однако маленький читатель ищет согласия с автором в этических оценках героев и событий (он еще не научился вести диалог-спор с книгой, ему нужен собеседник-единомышленник). У автора есть средства склонить неопытного читателя на свою сторону, но это может привести к перекосам в представлении ребенка о добре и зле. Детский писатель должен сознавать свою силу и огромную ответственность перед ребенком»


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Детская литература - стихи, фантастика, приключения, сказки и многое другое:

Каникулы Энн

Надежда Мишина


Чтобы разгадать тайну волшебного кольца и амулета, Энни и её друзья преодолевают козни заколдованного старика, спасают любимого кота, ...


Тим Сваргин. Заколдованное путешествие

Константин Васильевич Злобин


Если тебе 14 лет, а твоя родная тетка колдунья, то жди беды. Хотя можно и не ждать, она сама придет, причем сразу с двух сторон. И тогда ...


Hiina muinasjutte

Richard Wilhelm


Hiina muinasjuttude valimiku 18 loo hulgas on nii m~oistujutte kui legende jumalatest, kummituslugusid, m"u"ute ning palju muud, mis pakub ...


Chinese Fairy Tales

Richard Wilhelm


An a impressive collection of Chinese fairy tales, legends and etc.

Полагаем, что "Chinese Fairy Tales" ...


Золенька и её друзья из 21 века

Стефка Модар


Друзья из 21 века – Щелкунчик, Плюшевый Мишка, Кед, Валенок, Оловянный солдатик, Кубик, Мячик, Чешка, Сланец, Шлёпок, которые до недавнего ...


Сказки о природе (сборник)

Константин Паустовский


В сборник «Сказки о природе» вошли произведения замечательного русского писателя К. Г. Паустовского. Среди них такие поэтичные, как ...